Шаровый кран является разновидностью трубопроводного крана, запирающий или регулирующий элемент которого является подвижная деталь затвора, имеющая сферическую форму тела вращения, с отверстием для прохода потока рабочей среды и для его закрытия. Затвор перемещается вокруг своей оси, расположенной перпендикулярно оси трубопровода.
Конструкция шаровых кранов не является новинкой и известна уже более 100 лет. Подвижным элементом (затвором) таких кранов служит пробка сферической формы — шар, по оси которой выполнено сквозное круглое отверстие для прохода среды. В проходных кранах для полного закрытия или открытия прохода достаточно повернуть шар на 90°. Диаметр отверстия чаще всего соответствует внутреннему диаметру трубопровода, на который устанавливается кран, называющийся в этом случае полнопроходным. Гидравлические потери при проходе рабочей среды через полностью открытый кран весьма малы, практически такие же, как при проходе среды через трубу, равную по длине корпусу крана, что в разы меньше, чем в других типах запорной арматуры.
Сёдла в корпусе шарового крана выполняются в виде колец из различных видов пластмасс, что обеспечивает надёжную герметичность, лёгкость и плавность поворота шаровой пробки, но ограничивают применения таких кранов для сред с температурой не более 200 °C.
Управляются шаровые краны вручную (на малых диаметрах) и с использованием механизированного привода — электрического, пневмо и гидравлического на больших. В быту шаровой кран может называться полуоборотным.
Касательно формы отверстия, она бывает не всегда круглой (прямоугольная, овальная, трапециевидная). Размер (диаметр) отверстия запирающего элемента тоже бывает разным в зависимости от области применения крана и характеристики используемого вида труб трубопроводной сети.
Запирающий элемент крана шарового типа, в зависимости от назначения и габаритов запорной арматуры, может герметизироваться в основном двумя способами.
плавающий шар – для небольших кранов.
шар с цапфой – для кранов большого диаметра;
С плавающим шаром
В этом случае шаровая пробка не связана жёстко со шпинделем, может перемещаться по отношению к нему и под действием давления среды со стороны входа прижиматься к уплотнительному кольцу со стороны выхода, герметизируя таким образом кран. При больших диаметрах прохода и давлениях пробка создаёт чрезмерно большие нагрузки на уплотнительное кольцо, что затрудняет работу крана, поэтому такая конструкция обычно используется при номинальных диаметрах не более 200 мм.
С шаром в опорах
В таких кранах пробка устанавливается и поворачивается в опорах, она имеет осевой выступ (цапфу) в нижней части, входящий в специальное углубление, а сёдла под действием давления прижимаются к её сферической поверхности. Такая конструкция существенно снижает усилия, необходимые для управления краном и позволяет применять приводные устройства меньшей мощности, чем для кранов с плавающим шаром, однако такие устройства конструктивно сложнее и имеют более высокую стоимость.
Фиксирующая цапфа пробки при этом может иметь подшипники качения или самосмазывающиеся подшипники скольжения, что используется в большом количестве конструкций
В зависимости от типа присоединения к трубопроводу шаровые краны можно разделить на несколько типов:
Помимо этого изготовляются шаровые краны специального назначения, к примеру:
ОБРАТИТЕСЬ К НАШИМ СПЕЦИАЛИСТАМ , ЧТОБЫ:
|